|
Главная | Продукция и услуги | Статьи | Полезная информация | Сертификаты | Награды | Отзывы | Контакты |
Продукция и услуги
|
Тиристорные коммутаторы с плавным пуском и приборы контроля изоляции разработки и производства НПП «Сатурн».Ерошкин А. В., Шейкин Ю. И., Рачковский А. С., Черножуков С. И., Белоглазов А. А.     Плавный пуск асинхронных двигателей методом фазового регулирования напряжения становится в настоящее время все более актуальным с появлением надежных тиристорных пусковых устройств, обеспечивающих плавность разгона во всем диапазоне скорости двигателя.
    Преимущества плавного пуска в сравнении с прямым пуском очевидны и бесспорны:     Естественно, устройство плавного пуска двигателя уступает частотным преобразователям из-за отсутствия возможности регулирования, поэтому, на наш взгляд, заслуживает внимания следующая общая концепция выполнения любого привода мощностью от 30-40 кВА: там, где не нужно регулирование скорости вращения двигателя, должен присутствовать его плавный пуск. Тиристорное устройство плавного пуска имеет и преимущества в сравнении с преобразователями частоты: значительно меньшее негативное влияние на сеть (при плавном пуске оно присутствует только на стадии пуска, дальше формы напряжения и тока практически синусоидальны), значительно меньшие стоимость и габариты, как следствие более простого технического решения.     В настоящее время вопросами плавного пуска занимаются многие предприятия, одним из которых и является НПП «Сатурн». Весь перечень изделий, выпускаемых или разрабатываемых предприятием, в том числе и тиристорных коммутаторов (выключателей) с плавным пуском, представлен на нашем сайте www.nppsaturn.ru     Все изделия выполнены с применением элементной базы лучших иностранных и отечественных компаний, в том числе в силовой части стоят тиристоры Саранского завода «Электровыпрямитель». Основным отличием наших тиристорных коммутаторов является то, что все они являются выключателями, а не устройствами плавного пуска, то есть в них нет байпаса (шунтирования контактором после пуска). Во всех изделиях используется только естественное охлаждение тиристоров. Преимущества такого выполнения - в 4 - 5 раз большие возможности по перегрузке как в режиме пуска, так и в аварийных ситуациях. Мы, в отличие от большинства производителей, не ограничиваем количество пусков, возможности коммутаторов значительно перекрывают перегрузочные характеристики двигателей. Тиристорные коммутаторы имеют большее быстродействие в сравнении с изделиями с байпасом, импульсы управления снимаются мгновенно, а процесс выключения занимает не более 20 мс с выключением тиристоров в нуле тока, с полным отсутствием тока среза и, как следствие, перенапряжений на двигателе. Наши изделия являются полностью бесконтактными аппаратами, они проще в исполнении из-за отсутствия необходимости переключений тока с пускового устройства на байпас и обратно, дешевле (цена байпаса соизмерима с тиристорным коммутатором) имеют габариты не больше аналогов.     Основным недостатком наших изделий является потеря мощности в коммутаторе из-за прямого падения напряжения на тиристорах. Эти потери в высоковольтных изделиях составляют менее 0,1% от коммутируемой мощности, в классе 0,4 кВ не более 0,5 %. В сравнении с КПД, потерями в кабеле и подводящих линиях, это несоизмеримо меньше. Да и эти потери можно и нужно превращать в полезную энергию, поскольку большинство станций работают в условиях воздействия низких температур и имеют подогрев. При наличии автоматического регулирования температуры потери в коммутаторе на 65-70% (в среднем по году) можно использовать как полезное тепло для поддержания рабочей температуры в станции.     Все тиристорные коммутаторы имеют систему слежения за набором оборотов двигателя с автоматическим отключением плавного пуска при достижении двигателем скорости, близкой к номинальной. Это позволяет избежать биений двигателя на последней, завершающей стадии плавного пуска. Также имеется система контроля состояния тиристоров со светодиодной индикацией.     В изделиях достаточно хорошо решены вопросы синхронизации включения тиристоров и равномерность тока по фазам. Эти два параметра обеспечивают плавный разгон двигателя как на холостом ходу (только вал двигателя), так и при любой нагрузке. Причем обеспечение равенства токов в фазах обеспечивает равное выделение тепла в двигателе при прямом и плавном пуске, за счет исключения двухфазного режима работы во всем диапазоне плавного пуска.     Для наглядности работы коммутаторов на рисунках 1 и 2 представлены осциллограммы напряжения и тока в одной фазе двигателя. Рис. 1. Типичная осциллограмма напряжения на фазе электродвигателя на холостом ходу при плавном пуске
    Технические решения, заложенные в изделиях на 0,4 кВ, позволили нам достаточно просто выполнить изделия на напряжения 2,4кВ с сохранением плавности пуска и равенства токов по фазам. Регулирование параметров плавного пуска, стартового напряжения от нуля до Uн и времени разгона от нуля до 60 секунд выполняются с помощью программного переключателя и потенциометра, расположенных на лицевой стороне аппарата.     Тиристорные коммутаторы используются в составе станций управления КТППН, работающих на предприятиях нефтегазового комплекса, в металлургии, где тиристорные коммутаторы с плавным пуском совместно с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором успешно заменяют дорогостоящие и менее надежные двигатели с фазным ротором в приводах проката проволоки.     Предприятием разработана и проходит испытания новая схема тиристорного коммутатора с возможностью плавного пуска асинхронных электродвигателей.     В новой разработке сохранены все преимущества коммутаторов серии ТК-0,4-хх особенно в силовой части. Основные изменения коснулись системы управления коммутатором. Благодаря применению микропроцессоров новые коммутаторы обладают рядом преимуществ. Цифровая система управления открывает ряд недоступных ранее функций:
Рис.3 Внешний вид пульта управления коммутатором.     Питание коммутаторов – от трёхфазной сети с изолированной и гхлухозаземлённой нейтралью частотой 50 Гц.     Коммутаторы имеют переключающий контакт реле-повторителя положения коммутатора. Рис.4 Схема подключения тиристорного коммутатора.     Вторым направлением деятельности предприятия является разработка и производство приборов контроля изоляции для сетей с изолированной нейтралью, в том числе и для старых станций управления, выполненных по типу КТППН и ШГС, а также для новых станций с контроллером.      Вопросы контроля изоляции в старых станциях с использованием прибора контроля изоляции Ф4106 зарубежного производства решены на низком уровне; недостаточно продуманное техническое решение, неправильный выбор режимов работы элементов и трансформатора приводят часто, особенно в летнее время года, к ложным включениям и отключениям, режиму генерации даже при наличии замыкания на «землю», что справедливо вызывает нарекания эксплуатирующих организаций. Поскольку наши тиристорные коммутаторы работают совместно с приборами контроля изоляции (отключают станцию по команде Ф4106), мы, для исключения негативного влияния прибора, ввели в коммутаторе задержку повторного включения до 6 секунд и, одновременно, по просьбе ОАО «Самаранефтегаз» разработали российский аналог – прибор контроля изоляции Ф4106М-01, который полностью взаимозаменяем с Ф4106. В новом приборе за счет схемных решений исключены ложные включения и отключения, введена задержка до 20 секунд на повторное включение после восстановления сопротивления изоляции и световая индикация нормального сопротивления изоляции. Корпус прибора выполнен металлическим и является теплоотводом. При малом потреблении (до 20Вт) и правильном выборе элементов это актуально только в жаркое время года. Ф4106М-01 выпускаются серийно с начала 2003 г.      В современных станциях с контроллером, выполненных по типу ШГС (двухтрансформаторных), вопрос контроля изоляции традиционно решается с помощью дросселя в нейтрали трансформатора с подачей напряжения нейтрали на вход контроллера при двухступенчатой защите разрядниками.      В контроллере имеется постоянное напряжение 100В, которое через дроссель и нейтраль трансформатора заряжает емкость кабеля, а ток утечки по постоянной составляющей пропорционален сопротивлению изоляции. Решение достаточно простое, реализованно во многих станциях и, тем не менее, мы считаем, что вопрос о его переоценке давно назрел. Недостатки метода очевидны. Во-первых, это перенапряжения в кабеле, возникающие при неодновременном включении коммутационного аппарата. В этом случае в нейтрали появляется напряжение до 0,7Uф, которое вызывает срабатывание разрядника на «землю». Появляется колебательный контур, состоящий из емкости кабеля и индуктивности дросселя. Не случайно некоторые ведущие производители станций управления отказались от этого метода и используют емкостно-омический делитель с выходом на контроллер. Метод также не лишен недостатков: большая мощность делителя, низкое быстродействие (до 1с), высокий уровень пульсаций переменного напряжения, мешающий измерениям.      Некоторые разработчики станций ШГС перенесли метод измерения с дросселем и в эту станцию. Учитывая, что объект измерения находится за коммутационным аппаратом, они организовали нейтраль, выполнив отдельный дроссель на полное рабочее напряжение (2,4 кВ). К недостаткам измерения в ШГС прибавился дорогостоящий дроссель с большими габаритами.      Имея достаточный опыт в разработке ф4106М-01 и проанализировав ситуацию мы разработали устройство Ф4106М-02 для измерения сопротивления изоляции в станциях с контроллером, достаточно простое по техническому решению. Оно состоит из высоковольтного высокоомного (несколько сотен кОм) делителя и блока сопряжения с контроллером.      Краткие технические характеристики устройства приведены на нашем сайте.      Преимущества: малая мощность делителя; высокая помехозащищенность из-за отсутствия прямой связи напряжения контролируемой сети с входом контроллера; высокая точность измерения; низкий уровень пульсаций выходного сигнала.      Необходимо отметить, что по применению изделие универсально, как для станций, выполненных по типу КТППН, так и ШГС, по напряжению оно охватывает весь ряд до 4,5 кВ.      Вниманию потребителей также предлагается цифровой прибор контроля изоляции Ф4107(ТорС), который проходит сейчас «полевые» испытания на таких предприятиях, как «Геотехноцентр» - филиал ОАО «Енисейгеофизика» и ООО «Самара-Электро_Сервис».      Из приведенных ниже характеристик прибора можно сделать вывод о том, что делается еще один шаг вперед в области создания подобного современного оборудования в нашей стране.
     Новый прибор выполнен в герметичном литом алюминиевом корпусе (см. фото) на базе современных электронных компонентов от известных мировых и отечественных производителей. Все устройства прибора, включая источники питания и выходные разъёмы, размещены на одной печатной плате легко извлекаемой из корпуса для обслуживания и ремонта.      В приборе Ф4107 сохранены все основные технические характеристики и функциональные возможности приборов Ф4106М-01 и аналогичных. Кроме того, новый прибор имеет ряд существенных преимуществ, позволяющих не только заменить старые приборы во всех применениях, но и использовать его в системах сбора данных и различных устройствах автоматического управления.
    
Таковыми преимуществами являются:      Таким образом, предлагаемые тиристорные коммутаторы и приборы контроля изоляции НПП «Сатурн» имеют многолетний положительный опыт эксплуатации и, на наш взгляд, заслуживают внимания разработчиков станций управления и эксплуатирующих организаций.
|
143502 МО, г.Истра-2, ул. Заводская, 43А. Тел. (49631) 4-66-21. E-mail: toroid2011@mail.ru |